Нужно ли получать согласие Антимонопольного комитета Украины на приобретение акций оффшорной компании?
На первый взгляд вопрос, вынесенный в заголовок, звучит странно. Казалось бы, какая связь между оффшорной компанией, зарегистрированной на Белизе и государственным органом Украины? Но связь такая может возникнуть, если оффшорная компания контролирует предприятие в Украине.
Украинское законодательство своим законом «О защите экономической конкуренции» устанавливает понятие такого «контроля».
Под понятием «контроль» закон определяет решающее влияние на деятельность субъекта хозяйствования через полномочия назначать руководящие органы и возможность отдавать обязательные к исполнению указания.
В связи с процедурой установления контроля закон устанавливает понятие «концентрация», которое определяется как процесс слияния предприятий, компаний и других рыночных активов, вследствие чего возрастает экономическая власть участников рынка. Также под этим понятием понимается приобретение 25% или 50 % акций или долей в предприятиях и даже назначение руководителя компании. При достижении определенных экономических показателей участниками концентрации для осуществления действий, связанных с концентрацией, необходимо получение предварительного согласия Антимонопольного комитета Украины.
Участниками данного процесса признаются: оффшорная компания, которая контролирует предприятие в Украине, само украинское предприятие и компания, которая намеревается приобрести контроль над оффшорной компанией.
Экономические показатели, используя которые Украина распространяет юрисдикцию Антимонопольного комитета на заморские страны, следующие:
общая стоимость активов или общий объём реализации участников концентрации за последний финансовый год, в том числе, зарубежом превышает 12 миллионов евро и при этом:
общая стоимость активов или общий объём реализации участников концентрации за последний финансовый год, в том числе, зарубежом, не менее чем у двух участников, превышает сумму в 1 миллион евро и
общая стоимость активов или общий объём реализации в Украине хотя бы одного участника превышает сумму в 1 миллион евро за последний финансовый год.
Особо следует обратить внимание, что если доля на определенном рынке товаров хотя бы одного из участников превышает 35 процентов, то получение разрешения требуется даже без достижения указанных выше экономических показателей.
О том, что рассматриваемая процедура не является экзотикой, могут свидетельствовать многочисленные сообщения АМК о даче согласия, в которых фигурируют многие оффшорные юрисдикции. В качестве примера можно привести следующие сообщения:
«Предоставлено разрешение «Ukrlandfarming plc» (г. Никосия, Кипр), которая управляет активами субъектов хозяйствования, с которыми связана отношениями контроля, на приобретение акций в уставном фонде Oktilian Ltd. (г. Никосия, Кипр), которая управляет активами субъектов хозяйствования, с которыми связана отношениями контроля, что обеспечивает покупателю превышение 50% голосов в высшем органе управления эмитента» и «Предоставил разрешение компании Oktilian Ltd. (г. Никосия, Кипр) на приобретение акций ОАО «Кожное предприятие «Свитанок» (г. Львов), что обеспечивает покупателю превышение 50% голосов в высшем органе управления эмитента.»
Порядок получения согласия АМК регулируется Положением о концентрации, утвержденным Распоряжением АМК № 33-р.
В заключение следует заметить, что если особой необходимости в том чтобы оформить своё юридическое владение акциями в оффшоре нет, то такой механизм как траст вполне позволяет избежать необходимости обращения к Антимонопольному комитету за получением согласия на приобретение акций.
Ю. Азаров, 04.10.2010