На Британских Виргинских островах становится жарче, новое в операциях с ценными бумагами
SECURITIES AND INVESTMENT BUSINESS ACT, 2010.С 31 декабря 2010 года в полном объеме вступает в силу, принятый в БВО Закон «О деятельности связанной с ценными бумагами и инвестициями» «SECURITIES AND INVESTMENT BUSINESS ACT, 2010» далее SIBA(СИБА).
Целью принятия закона было урегулирование отношений в следующих четырёх сферах.
- Ведение инвестиционного бизнеса.
- Публичный выпуск ценных бумаг.
- Деятельность взаимных инвестиционных фондов.
- Защита от недобросовестного поведения на инвестиционном рынке.
Для тех, кто использовал оффшорные компании БВО для операций с ценными бумагами, наиболее интересными являются положения, касающиеся ведения инвестиционного бизнеса.
В соответствии с законом любое лицо ведущее деятельность, которая заключается в понятии «инвестиционный бизнес» на территории или с территории БВО в соответствии с требованиями СИБА должно обладать лицензией на ведение инвестиционного бизнеса, специально позволяющей осуществление соответствующего вида инвестиционной деятельности. Под проведением деятельности на территории БВО понимается следующее:
- лицо занимает помещение на БВО для проведения инвестиционного бизнеса;
- лицо предлагает лицам в БВО услуги, которые подпадают под определение «инвестиционный бизнес»
Под проведением деятельности с территории БВО понимается проведение компанией, зарегистрированной на БВО инвестиционного бизнеса за пределами БВО.
Для определения понятия «инвестиционный бизнес», различают следующие, входящие в него виды деятельности:
- Проведение дилерских операций с инвестициями;
- Заключение сделок с инвестициями;
- Управление инвестициями;
- Предоставление услуг инвестиционного консультирования;
- Предоставление услуг хранителя в отношении инвестиций;
- Предоставление административных услуг в отношении инвестиций;
- Проведение операций по обмену инвестиций.
Расширенное толкование указанных видов деятельности приводится в Приложении 2. Например, под видом деятельности – «Проведение дилерских операций с инвестициями», в частности, понимается покупка, продажа, подписка на ценные бумаги нового выпуска, операции по размещению новых ценных бумаг, проводимые в качестве агента. Вид деятельности «Заключение сделок с инвестициями» – заключение соглашений с учетом другого лица ( принципала или агента), покупающего, продающего, подписывающегося на инвестиции с целью проведения сделки относительно указанных операций. Следует заметить, что закон содержит порядка ста страниц, поэтому приведенные здесь цитаты не покрывают всего объема определений.
Перечень видов, входящих в понятие «инвестиции» представлен достаточно широко, для примера, можно упомянуть: акции, доли в уставном капитале компаний, доли во взаимных фондах, облигации, документы, подтверждающие задолженность, векселя, документы, уполномочивающие на приобретение ценных бумаг, опционы, фьючерсы. Полный перечень приводится в Приложении 1.
К счастью, есть и приятное исключение, для тех, кто приобретал компанию на БВО для того, чтобы просто анонимно владеть ценными бумагами или предприятием в Украине.
Таким приятным исключением является то, что если лицо приобретает и продает инвестиции за свой счёт и от своего имени, то действие закона на него не распространяется, за исключением тех случаев, когда он действует как маркет-мейкер. В качестве следующего исключения можно назвать исключение из списка видов инвестиционной деятельности, операции, связанные с выпуском, погашением или последующим выкупом ценных бумаг, эмитентом которых является сама компания, что открывает возможность привлечения средств от инвесторов с целью последующего вложения в оговоренные объекты инвестиций. Подробный перечень исключений содержится в части Б Приложения 2.
За проведение указанных в Законе операций без получения лицензии предусмотрены достаточно серьезные финансовые санкции.
Так например, за проведение инвестиционных операций без получения лицензии компания может быть наказана штрафом в размере от 40 до 75 тыс долларов США, причем в случае наказания компании также наказываются уполномоченный лица компании, такие как директор или иные представители высшего руководства. Рассмотрим некоторые типичные ситуации использования закона в отношении привычных операций с ценными бумагами. В данном случае для примера берется один вид инвестиций – «акции».
Пример 1. Компания БВО за свой счёт и по собственному усмотрению покупает у компании, зарегистрированной на Кипре акции украинской компании.
Данная операция не нуждается в получении лицензии так как не относится ни к одному из видов инвестиционного бизнеса. Важный нюанс заключается в следующем – если компания, зарегистрированная на Кипре, будет выступать инициатором сделки, то её деятельность будет считаться проводимой на БВО, поэтому в случае, если она действует как агент, то она тоже попадает под действие закона.
Пример 2. Компания БВО заключает с компанией, зарегистрированной в Великобритании, договор о номинальном держании украинских акций.
Данная операция относится к «Предоставление услуг хранителя в отношении инвестиций» , поэтому требует получения лицензии.
Пример 3. Компания БВО в качестве агента приобретает украинские акции для компании, зарегистрированной на Сейшельских островах.
Данная операция относится к «Дилерские операции с инвестициями» и поэтому требует получения лицензии.
Как видно, из приведенных примеров новый закон, существенно сужает функциональные возможности использования Компании БВО для проведения операций с ценными бумагами без получения лицензии на ведение инвестиционного бизнеса.
К тем компаниям, которые решат получить лицензию, предъявляются дополнительные требования, которые касаются размера минимального капитала, требований к корпоративному управлению, назначение руководителей по предварительному согласию Финансовой комиссии и ещё целый ряд достаточно обременительных требований, присущих регулированному виду деятельности. Помимо этого, за выдачу лицензии устанавливается взимание платы.
Для тех кто привязан к юрисдикции БВО и не хотел бы с ней расставаться, так как компания в любом случае остаётся удобным инструментом для проведения иных не связанных с инвестициями операциями, можно заметить, что строгость закона может компенсироваться сложностью контроля за его выполнением, так как до настоящего времени компании БВО не подают какой либо отчетности и не обязаны проводить аудит. Они даже не должны хранить документы об операциях в стране своей регистрации. Но следует особо подчеркнуть, что проведение инвестиционного бизнеса будет в любом случае нарушением закона независимо об информированности регулирующего органа, поэтому, есть большая вероятность того, что номинальные директора не захотят подписывать договоры, которые могут нарушать закон, а законопослушные компании откажутся заключать сделки с компаниями БВО, которые будут прямо противоречить требованиям закона. Тем, кому не хотелось бы менять привычный образ действий, следует обратить своё внимание на расположенную в той же части света оффшорную юрисдикцию – Белиз, принципы корпоративного и налогового регулирования которой во многом сходны с БВО.
Ю. Азаров, 24.09.2010