Где хранят исходные коды своих программ буржуйские программисты или предохраняемся при помощи депозитного договора (Escrow Agreement)
Бизнес по созданию программ характерен тем, что производители программного продукта появляются с частотою, которая приблизительно равно частоте их исчезновения. Ситуация нестабильности усиливается ещё и тем, что даже существующие компании по сути являются всего лишь вывеской для временных творческих коллективов факиров единицы и нуля. Всё это, в конечном счёте, приводит к тому, что программные продукты новых компаний крайне неохотно приобретаются большими компаниями в пользование по лицензионным договорам. Обычно большие компании покупают множество лицензий на большие суммы денег и заинтересованы в сервисном обслуживании такого продукта на многие годы вперёд. Чего не скажешь о программе будущее, которой неизвестно, и это понятно, одноразовый бритвенный станок потому и дёшев, что место его хранения в мусорном баке.
Можно ли привлечь покупателя программного продукта, дав ему хотя бы ощущение надежности на перспективу? На этот вопрос я и попробую ответить ниже.
Вначале вернёмся к тому, что смущает при покупке лицензии на пользование программным продуктом компании, которой без года неделя.
Естественно, первое, что мы хотим – это быть уверенным в том, что продукт будет должным образом сопровождаться, пусть даже и за дополнительную плату иначе он ничем не будет отличаться от купленной пиратской копии за исключением цены.
Второе, это модернизация продукта, учитывая, что программные продукты устаревают быстрее чем разглаживаются морщины у женщин в рекламе омолаживающих кремов.
Решение этих задач возможно только при выполнении двух условий:
- 1. Компания, владеющая правами на программный продукт, будет существовать;
- 2. Упомянутая выше компания добросовестно будет выполнять свои обязательства.
В принципе, компания покупатель программного продукта могла бы решить эти задачи сама или с привлечением сторонних умельцев, но только при условии, что у неё есть исходный текст такой программы.
Однако при передаче программы в пользование она, как правило, передается в машинном коде, который как следует из названия, понятен только машинам. Исходный текст программы хранится разработчиком программы как зеница ока и понятно, что во временное пользование не сдаётся.
Налицо конфликт интересов – единство и борьба противоположностей. Без привлечения третьей стороны из этого тупика выбраться сложно. И такой поводырь есть. Это эскроу агент (escrow agent). А контракт, который регулирует отношение всех трех сторон, называется – Escrow agreement (договор эскроу) или если по-нашему, по-простому – Депозитный договор. К сожалению, аналог таких отношений у нас трудно найти, поэтому для составления текста соглашения лучше всего пользоваться родным для него английским контрактным правом.
Сущность этого договора заключается в следующем: владелец программного продукта передает эскроу агенту на хранение исходные коды программы. При модификации продукта, устранении в нем недостатков агенту передаются более новые версии, отвечающие актуальному состоянию программы. Агент хранит коды в банковской ячейке или другом надежном месте до того момента, когда они в соответствии с контрактом могут быть переданы третьему участнику этой шведской семьи – приобретателю прав пользования программой.
Исходные коды могут быть переданы приобретателю программного продукта при наступлении условий, оговоренных в контракте. Такими условиями могут быть следующие факты: прекращение деятельности владельца программного продукта, его банкротство или просто прекращение сопровождение продукта по независящим от пользователя программным продуктом причинам.
Распространенность использования такого способа решения за рубежом подтверждается хотя бы тем, что на запрос «software escrow agreement» Google выдает 18 500 000 ссылок, а при желании в инете можно найти компании, которые профессионально специализируется на предоставлении услуг эскроу агента.
Ю. Азаров, 15.05.2011